Алгоритм вибромониторинга машинного оборудования с адаптацией к базовому состоянию на основе дискриминантного анализа

Министерство науки  и
высшего   образования
Российской Федерации

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Научные отделы ИМАШ » Виброакустика машин » Структура Отдела » Лаборатория Виброакустическая диагностика машин » Алгоритм вибромониторинга машинного оборудования с адаптацией к базовому состоянию на основе дискриминантного анализа

Алгоритм вибромониторинга машинного оборудования

Алгоритм вибромониторинга машинного оборудования с адаптацией к базовому состоянию на основе дискриминантного анализа базируется на анализе изменения формы временной реализации вибрационного сигнала с развитием деградационных процессов в машине вследствие роста амплитуды выбросов сигнала с одновременным ростом их числа в единицу времени.

На рис.1, а) и б) приведены примеры временных реализаций узкополосной вибрации корпуса газотурбинного двигателя (ГТД) судового типа ДГ-90: а) в хорошем состоянии;  б) при локальном повреждении элементов машины - подшипника качения компрессора низкого давления (КНД).

а) б)

Рис.1

S-дискриминант (индекс превышения сигналом порога клиппирования P по моменту С-го порядка выбросов амплитуды) формируется как отношение параметров клиппированных по амплитуде вибросигналов текущего (X(t) -P) и эталонного  (X(n) -P) состояний машины:

где K(t)K(n)– количество выбросов амплитуде вибросигналов текущего и эталонного состояний на длине выборки N отсчетов, P = λ σn , σn - стандартное отклонение амплитуды эталонного сигнала, λ - коэффициент пропорциональности (0 ≤ λ ≤ 3). Значение S-дискриминанта  (безразмерного вибрационного параметра) близко к единице, если машина находится в хорошем состоянии, и становится >>1 при развитии повреждений.
Наиболее простыми и удобными для использования в системах непрерывного или периодического контроля технического состояния машинного оборудования являются амплитудные дискриминанты при С=1 (индекс Is превышения сигналом порога клиппирования P по средней амплитуде выбросов)  и С=2 (индекс Id превышения сигналом порога клиппирования P по дисперсии выбросов амплитуды).