Научные результаты 2000-х

Министерство науки  и
высшего   образования
Российской Федерации

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english

 
 

Успешно завершена работа по контракту Analysis & Synthesis Transmissions & EVTs с корпорацией General Motors (США).

Целями научного исследования являются разработка новых методов анализа и синтеза кинематических схем многоскоростных коробок передач и трансмиссий транспортных средств.

В результате работы были получены новые схемы коробок передач, из которых 11 патентуется в США, кроме этого планируется подать 5 заявок на получение патентов Российской Федерации.

Исполнители работы: д.т.н., проф. А.Ф. Крайнев, д.т.н., проф. В.К. Асташев и к.т.н. К.Б. Саламандра.

В Лаборатории вибротехнических систем разработано авторезонансное устройство для ультразвукового точения

Разработка методов и средств исследования статических и динамических свойств несущих систем современных машин-автоматов.

Работы проводятся с использованием измерительных средств ЦКП «Исследование и диагностика точности машин» при ИМАШ РАН. По этому направлению работают: зав. лаб. к.т.н., с.н.с. Серков Н.А., н.с. Орлова Г.Н., н.с. Шалюхин К.А. н.с. Мерзляков А.А. – сотрудник лаб. «Диагностика машин».

Разработано и изготовлено устройство для измерения статической жесткости несущей системы машин-автоматов на базе современных силоизмерительных средств (ИМАШ РАН – ОАО "НИАТ").

Устройство может быть использовано при исследовании статической жесткости и демпфирующих свойств различных машин, в частности, станков с ЧПУ. Нагрузку можно осуществлять до 5000 Н. Измерение деформаций осуществляется при сжимающих и растягивающих нагружающих усилиях без переналадки устройства, что позволяет снимать гистерезисные петли «нагрузка-перемещение» для различных исследуемых несущих систем машин.

Разработаны методики экспресс исследования на возникновение вибраций на станке путем импульсного воздействия на несущую систему станка через его приводы и измерения «вибрационного следа» на обработанной поверхности для станка-гексапода.

Контурограф model Mar Surf XC-10 Профилограмма поверхности

При «ступенчатом» нарастании подачи профилограмма отражает: 1- выстой (упругие деформации системы СПИД-«отжимы»), 2 - участок разгона, 3 - участок свободных затухающих колебаний, 4 - участок с установившимся движением, F - направление и изменение величины подачи.

Группа  многокритериальной оптимизации. Чтобы искать оптимальные решения, необходимо корректно поставить задачу, т.е. определить допустимое множество решений. Для этих целей создан метод Исследования Пространства Параметров (метод ИПП). В англо-язычной литературе он называется Parameter Space Investigation (PSI) method. Метод позволяет вычислять допустимые и оптимальные (по Парето) решения. Метод не имеет аналога. Он реализован в виде ПК MOVI  (Multicriteria Optimization and Vector Identification).

Логотип MOVI (Multicriteria Optimization and Vector Identification).
Statnikov R.B. et al. Software Package MOVI 1.4 for Windows: User’s Manual, Certificate of Registration. Register of Copyrights, United State of America, Registration Number / Date: TXu 1-698-418 / 2010-05-22

На основе метода ИПП разработаны методы  идентификации математических моделей машин и  механизмов, аппроксимации допустимого и оптимального (по Парето) множеств решений, многокритериальной оптимизации больших cистем. Для ускоренного поиска допустимых и оптимальных решений разработаны методы вычисления новых последовательностей, равномерно-распределенных в многомерных пространствах параметров. Метод ИПП и ПК MOVI внедрены в многочисленные сферы промышленности, науки, технологии и в учебный процесс в России, США, Англии, Германии и т.д.