Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Отдел "Механика машин и управление машинами" – старейшее научное подразделение ИМАШ РАН. Общая теория машин и механизмов является одним из основных направлений работы Института машиноведения с самого начала его создания. У истоков этого направления стояли ведущие ученые академики И.И. Артоболевский и А.А. Благонравов. По инициативе академика И.И.Артоболевского в ИМАШ в 50-е годы прошлого века был создан отдел теории машин и механизмов. В нем были образованы лаборатории: синтеза механизмов (позднее – машин автоматического действия, динамики и систем управления приводов), динамики машин, точности механизмов, экспериментальной динамики машин. Отдел решал и решает комплексные задачи в области создания и исследования машин различного назначения. По мере развития в Отделе появились лаборатории машин виброударного действия, робототехники и некоторые другие. Руководили лабораториями такие видные ученые как академики А.А. Благонравов, Н.Г. Бруевич, профессора А.Е. Кобринский, Н.П. Раевский. Именно в ИМАШ был впервые в мире создан образец протеза руки, работающего под воздействием электрических импульсов, генерируемых мускулами человека. Первые электронные приборы для исследования динамических параметров машин (перемещения, скорости, ускорения, давления и др.) были также разработаны в ИМАШ.
Академик Иван Иванович Артоболевский (1905 - 1977)
Академик Иван Иванович Артоболевский - выдающийся ученый-механик, крупный организатор науки, общественный деятель. Создатель новой научной и учебной дисциплины "Теория механизмов и машин", являющейся базовой при подготовке инженеров-механиков. Автор фундаментальных учебников по теории механизмов для университетов и технических вузов, переведенных на многие языки мира, а также более 1000 научных работ, в том числе пятитомного справочника "Механизмы в современной технике", переизданного во многих странах.
Инициатор создания Международной федерации по теории машин и механизмов (ИФТОММ), насчитывающей 45 стран-участниц, несколько раз избирался ее президентом.
И.И. Артоболевский был председателем Всесоюзного общества "Знание", депутатом Верховного Совета и позднее членом Президиума Верховного Совета СССР. Героем Социалистического Труда. Академик И.И. Артоболевский награжден пятью орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени. Международное сообщество ученых-механиков присудило ему, единственному ученому нашей страны, Золотую медаль им. Дж. Уатта.
Академик Иван Иванович Артоболевский : материалы Юбилейного заседаний Ученого совета Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН и Объединенного научного совета РАН по комплексной проблеме "Машиностроение", посвященных 100-летию со дня рождения И.И. Артоболевского, 12-13 окт. 2005 г. / отв. ред. К.В. Фролов ; сост. В.А. Дубровский ; Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. - М. : Наука. 172 стр., 2007 г. В сборник вошли доклады академика К.В. Фролова, профессора А.П. Бессонова, выступления коллег и учеников Ивана Ивановича Артоболевского, научные доклады семинара, посвященного юбилейной дате. Представлен образ И.И. Артоболевского - крупного ученого, основателя научной школы, прекрасного педагога, видного общественного и государственного деятеля. Представляют интерес и малоизвестные факты биографии ученого, которые, по существу, и сформировали его характер. Для широкого круга ученых, работающих в области теории механизмов и в ряде смежных специальностей. |
|
Артоболевский И.И. Механизмы. Пособие для инженеров, конструкторов, изобретателей. 1-е издание в 4-х томах (1947г., 1948г., 1949 г., 1951 г.). Тираж 10 тыс. экз. Дана наиболее полная классификация механизмов по структуре, кинематическим возможностям и применению. В едином стиле представлены схемы (модели) нескольких тыс. механизмов. Практически для каждой схемы приведены конкретные примеры параметров и характеристик, необходимых для создания реальных устройств. 2-е издание «Механизмы в современной технике» Издательство «Наука» в 7 томах (1970г., 1971 г., 1973 г., 1974 г., 1976 г., 6-7 том издан в 1981 г.). 2-е издание дорабатывалось и издавалось с помощью сотрудников отдела. Наиболее существенный вклад внесли к.т.н. Н.В. Сперанский и проф., д.т.н. Е.В. Герц. |
|
Академик Николай Григорьевич Бруевич (1896 - 1987) Научные направления работы академика:
|
|
Бруевич Н.Г. Точность механизмов. - М. - Л. 1946 г. Впервые осуществлен переход от исследования идеальных механизмов к реальным. Материал подготовлен проф. д.т.н. Павловым Б.И. |
|
Проф. д.т.н. Сергей Александрович Черкудинов В 1945 г. перешел на работу в ИМАШ из Ленинградского политехнического института. Участвовал в написании фундаментального труда «Синтез плоских механизмов» (1959 г.). Совместно с Н.В. Сперанским опубликовал ряд работ по синтезу плоских шарнирных механизмов с остановами, схем мальтийских механизмов и др. Его работы посвящены точным и приближенным методам синтеза шарнирных передаточных механизмов. |
|
Проф. д.т.н. Николай Иванович Левитский С 1944 г. начал сотрудничать с ИМАШ. Сначала он активно участвовал в семинаре по теории механизмов и машин, руководимом И.И.Артоболевским, плодотворно работал рецензентом и заместителем председателя редколлегии периодического издания Академии наук "Механика машин".Совместно с И.И.Артоболевским опубликовал доклад о творчестве П.Л.Чебышеве (1947 г.). Участвовал в написании фундаментального труда «Синтез плоских механизмов». Главным творением Н.И. Левитского явился комплекс учебников и учебных пособий по Теории механизмов, характеризующихся высоким научным уровнем, предназначенных для студентов и преподавателей университетов (в том числе для физико-математических специальностей). Н.И. Левитский разработал систему терминов по теории механизмов. |
|
Артоболевский И.И., Левитский Н.И., Черкудинов С.А. Синтез плоских механизмов. - М.: Государственное издательство физико-математической литературы. 1084 стр., 1959 г. Тираж 3 тыс. экз. Изложены методы, позволяющие в наиболее простом и удобном виде получать решения конкретных задач синтеза механизмов, возникающих в практике конструирования приборов и машин-автоматов. Рассмотрены задачи центроидных, шарнирно-рычажных, мальтийских передаточных механизмов, механизмов для воспроизведения плоских кривых и др. Определены основные направления развития теории синтеза на основе геометрических и аналитических методов проектирования механизмов. |
|
Проф. д.т.н. Евгений Григорьевич Нахапетян (1922 - 2009) С 1952 г. - сотрудник ИМАШ РАН. Руководил лабораторией
Руководил отделом механики машин и управления машинами. |
|
Нахапетян Е.Г. Контроль и диагностирование автоматического оборудования. М.: Наука. Рассмотрены различные аспекты применения комплексных методов экспериментального определения кинематических и динамических параметров, математических методов имитационного моделирования, оценки качества, испытаний, диагностики: автоматических линий, ГПС, роботов, станков с ЧПУ и другого автоматического оборудования. Представлены унифицированные методы испытаний, стратегия испытаний, компьютеризированные системы для испытаний, сенсоры, методы определения критериев качества механизмов. |
|
Проф. д.т.н. Елена Васильевна Герц (1914 – 2004) В 1943 году Е.В. Герц поступила в Институт машиноведения Академии наук СССР на должность младшего научного сотрудника Отдела теории машин и механизмов, который возглавлял ее учитель в МИХМе академик И.И. Артоболевский. |
|
Герц Е.В. Динамика пневматических систем машин. М.: Машиностроение. Исследуются вопросы динамики пневматических систем приводов, представляющих собой совокупность исполнительных, распределительных и управляющих устройств. Даны методы расчета типовых приводов поступательного и вращательного движения, позволяющие определять время их срабатывания или, при заданном времени рабочего цикла, выбирать рациональные параметры. Предлагаются методы динамического расчета и схемы с оптимальной структурой быстродействующих пневмоприводов с целью получения высоких скоростей (на порядок выше, чем у типовых) при минимальных габаритах и весе. |