Федеральное Агентство
Научных Организаций

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english

История создания лаборатории

Лаборатория «Методы смазки машин» была образована в 1983. Её возглавил выдающийся учёный, сотрудник ИМАШ РАН с 1965 г., профессор, доктор техниче-ских наук Вячеслав Георгиевич Павлов (1936 – 2011 гг).
Состав Лаборатории был сформирован на базе Лаборатории «Контактно-гидродинамической теории смазки» после смерти её основателя и бессменного руководителя профессора, доктора технических наук Альфреда Ивановича Петрусевича, знаменитого триболога и машиноведа, получившего мировую из-вестность  как один из создателей эластогидродинамической теории смазки.

С ноября 2011 г. лабораторией руководит д.т.н. И.А.Буяновский, сотрудник ИМАШ РАН с 1969 г.
Направление исследований, которые проводятся в Лаборатории методов смазки машин, в соответствии с её названием составляет изучение смазки машин, то есть изучение действия смазочных материалов (жидких, твёрдых, пластичных), в результате которого уменьшается сила трения в подвижных фрикционных сопряжениях и/или интенсивность изнашивания контактирующих деталей. В сферу интересов Лаборатории входят все основные режимы смазки: гидродинамический, эластогидродинамический и граничный; проводимые исследования направлены на оптимизацию узлов трения машин и их элементов, работающих при соответствующих режимах смазки. Поскольку к настоящему времени общепринятым стало рассмотрение смазочного материала как полно-правного элемента конструкции узлов трения, в задачу Лаборатории входит также оптимизация самих смазочных материалов и присадок к ним. Наконец, значительный объём исследований, проводимых в лаборатории, занимают работы по оптимизации смазывания машин, то есть подведения смазочных материалов к поверхности трения. Интенсивно развивается разработанный В.Г.Павловым магнитопорошковый метод подачи порошкообразного твёрдого смазочного материала в трибологический контакт, что позволяет в десятки раз повысить ресурс работы механизмов, эксплуатируемых в экстремалных по температурам и давлениям условиям в различных газовых средах и в вакууме.