Федеральное Агентство
Научных Организаций

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Научные отделы ИМАШ » Трение, износ, смазка. Трибология » Основные научные результаты и достижения
  • Магнитоуправляемые смазочные материалы (МСМ) с наноразмерной феррофазой и повышенной термостабильностью

  • Разработаны научные основы повышения ориентационной способности поверхности трения в присутствии тонких алмазоподобных покрытий. Построена компьютерная модель граничного смазочного слоя, образованного на поверхностях,  имеющих ориентирующие свойства. (Лаборатория исследования износа при граничной смазке ИМАШ РАН совместно с Химфаком МГУ).

  • Проект «Сахалин-2» является, по оценкам, самым крупным комплексным нефтегазовым проектом, когда-либо осуществлявшимся в мире. Беспрецедентным для отрасли также является использование подвижных опор в соединениях между основанием и верхними строениями платформы. Устройство (сейсмоизоляторы) помогают выдерживать сильнейшее землетрясение – во время подземных толчков подвижные опоры позволяют элементам конструкции  плавно  раскачиваться  из стороны в сторону, предохраняя их от разрушения. Одновременно опоры компенсируют  волновые, ледовые и температурные нагрузки на оборудование  верхнего строения.  Центральный  элемент опоры представляет собой тонкую  антифрикционную  композитную  прокладку (~ 3:5 мм), от состояния которой зависит работоспособность всего устройства, рассчитываемого на ресурсе 30 лет.

  • Разработана экспериментально-расчетная методология определения ресурса (с использованием зависимости для определения интенсивности изнашивания, представленной в обобщенных переменных) и коэффициентов трения цилиндрических и сферических опор скольжения сухого трения, работающих в условиях качательного и реверсивного движения. Проведено сравнение результатов, полученных по разработанной методологии и результатов экспериментов, которое показало удовлетворительное согласие. Предложенные формулы можно использовать для расчетов на стадии проектирования трибосопряжений. На основе решения тепловой контактной задачи предложен метод определения закона распределения температуры во вкладыше подшипника скольжения (сейсмоизолятора). Результаты проведенных экспериментов подтвердили правильность выполненных ранее теоретических оценок ресурса маятниковых подшипников, позволяющих достоверно прогнозировать их надежную работу в течение всего срока службы, составляющего 30 лет. Работа проводилась совместно с Лабораторией узлов трения для экстремальных условий. (Грант РФФИ 2007-2009 г.г. № 06 – 08 – 00363а). Руководитель темы проф., д.т.н. Ю.Н.Дроздов.

  • Разработана опытно-промышленная технология механической обработки  кристаллов ЧСЦ для  деталей триботехнического назначения  и изготовлены опытные партии деталей из кристаллов и керамик ЧСЦ: втулки подшипников для работы в экстремальных условиях  эксплуатации;  фильеры для калибровки проволоки различных типоразмеров; изделия медицинского назначения:  хирургические скальпели, зубные имплантаты.