Федеральное Агентство
Научных Организаций

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english

Основные научные результаты

  • 2008 год
    Разработаны режимы структурного модифицирования поверхностных слоев конструкционных материалов методами высокоэнергетического направленного воздействия, обеспечивающие повышение триботехнических характеристик.
    Установлены закономерности кинетики формирования структурно-чувствительных свойств поверхностных модифицированных слоев и реализации износостойких состояний в условиях контактной деформации.
  • 2009 год
    Проведено экспериментальное исследование разных по составу сплавов на основе железа, модифицированных при насыщении поверхности образцов азотом. Оценивали характеристики структурного состояния и трибологических свойств с целью выявления их взаимосвязи. Показано, что нагрев сплавов до температуры азотирования в инертной (чистый азот) и активизированной среде (аммиак) и последующая выдержка при температуре азотирования приводят к существенным различиям в структуре и свойствах азотированного слоя. После нагрева в неактивной среде и последующей выдержки в газообразном аммиаке при постоянной температуре (изотермическом азотировании) размеры частиц нитридов легирующих элементов в поверхностных слоях достигают более высоких значений, плотность их распределения ниже, физическое уширение рентгеновских линий матрицы и твердость также ниже, а уровень контактного разрушения при этом понижается более, чем в 2 раза. Выявлены условия технологии, обеспечивающие формирование наноструктурированных соединений в модифицированном слое, обеспечивающих повышение трибологических свойств.
    Проведено исследование влияния импульсного тока высокой плотности на характеристики деформации никелевого сплава 78Н10Т при прокатке. Показали, что при воздействии тока изменяются геометрические размеры полос в сторону увеличения продольных деформаций. Эффект по уширению полос был тем больше, чем выше скорость деформации. Улучшаются механические свойства, значительно повышается деформируемость листового материала. Установлена благоприятная полярность тока «минус» до зоны деформации. Определены оптимальные параметры действующего импульсного тока. Проведена модернизация прокатных вальцов. Установлены две системы изолированных друг от друга контактов до зоны прокатки, также дополнительно установлена автоматика включения и выключения рабочего тока генератора импульсов тока.
  • 2010 год
    На основе экспериментально установленных характеристик структуры и механических свойств конструкционных материалов обоснована фундаментальность мезоскопического уровня в обеспечении надежной и безопасной эксплуатации узлов трения. Разработаны модели самоорганизации структуры в поверхностных слоях при контактном взаимодействии конструкционных материалов, обеспечивающей их высокую износостойкость.