Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Крупнейшие техногенные катастрофы на сложных технических системах последних десятилетий ХХ века (на химическом комплексе Бхопал (Индия), на атомных электростанциях ТМА (США), ЧАЭС (СССР), на атомных подводных лодках «Трешер» (США), «Комсомолец» (СССР), на ракетных комплексах «Челленджер» (США) и Н1 (СССР), на мощных энергетических установках (Канада – США), на трубопроводных системах и морских платформах (Аляска-США-Норвегия), продуктопроводов ШФЛУ, двух пассажирских поездов под Уфой, на летательных аппаратах гражданского и военного назначения (США, СССР, Франция), на судах и танкерах (Эстония, Япония, СССР), разрушения промышленных и гражданских зданий при землетрясениях (Мексика, Иран, Спитак – СССР) уносили сотни и тысячи человеческих жизней, а увечья получали сотни тысяч человек. Экономические ущербы от этих катастроф достигали десятков и сотен миллиардов долларов.
На основе анализа закономерностей, сценариев и источников этих катастроф в 1988-1989 гг. были подготовлены (член-корреспондент РАН Н.А. Махутов) предложения для Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС СССР, председатель В.Х. Догужиев). В аналитической записке было отмечено, что разрыв между потенциальной опасностью вновь созданных сложных технических систем и возможностями парировать эту опасность усилиями современной науки, конструкторских и технологических бюро, служб государственного надзора будет возрастать по мере развития технического прогресса во всем мире.
Тяжелые катастрофы XXI века (АПЛ «Курск», Саяно-Шушенская ГЭС, платформа «Кольская» - Россия, АЭС «Фукусима-1» - Япония, морская платформа США в Мексиканском заливе, речные суда - Россия и морские лайнеры - Италия) подтверждают и сейчас фундаментальные и прикладные сложности решения проблем безопасности сложных технических систем.
По инициативе АН СССР (вице-президент АН СССР, директор ИМАШ академик К.В. Фролов, член-корреспондент РАН Н.А. Махутов), поддержанной Председателем ГКНТ СССР (академик АН СССР Н.П. Лаверов), 12 июля 1990 года Постановлением Совета Министров СССР №1111р впервые в нашей стране была утверждена Государственная научно-техническая программа «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (НГТП «Безопасность»).
НГТП «Безопасность» не имела мировых аналогов. Программа была рассчитана на три пятилетки (1991-1995, 1996-2005 гг.). Начиная с 2001 г., с использованием её результатов были сформированы и до 2015 г. реализуются Федеральные целевые программы МЧС России, Минобрнауки России, Ростехнадзора и других ведомств. За эти годы в разработках проблем безопасности и рисков приняли участие более 150 НИИ, КБ, вузов. По решению Совета Безопасности Российской Федерации с 1998 г. силами РАН, МЧС России, МГОФ «Знание» проводится обобщение результатов фундаментальных и прикладных разработок в уникальной многотомной серии «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты». До 2012 г. выпущено 35 томов серии с участием 900 авторов – ведущих специалистов страны и СНГ. Научными руководителями издания были академик К.В. Фролов (1998-2007 гг.) и член-корреспондент РАН Н.А. Махутов (2007-2012 гг.).
Цели и задачи создания научной школы
Базовые критерии научной школы
Экспертиза тяжелых катастроф на критически и стратегически важных объектах
Подготовка и переподготовка профессиональных кадров в сфере безопасности
Реализация разработок научной школы
Взаимодействие школы с научными центрами страны
Международные связи школы
Общественно-научная деятельность школы
Государственные награды и премии
Ведущие специалисты научной школы
Основные публикации
Этапы развития фундаментальных исследований по прочности, ресурсу, живучести, безопасности и защищенности объектов инфраструктуры