Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор Михаил Михайлович Хрущов (1890-1972) в 1940-1970-ые гг. создал в Институте машиноведения получившую широкое признание на международном уровне научную школу в области трения и износа машин и триботехнического материаловедения..
М.М. Хрущов родился в Орле в семье инженера. В 1916 г. он окончил Высшее Техническое училище, куда поступил в 1908 г. К этому же времени относится его знакомство с Е.А. Чудаковым, будущим академиком и директором ИМАШ АН СССР. На старших курсах М.М. Хрущов вместе с ним работал в аэродинамической лаборатории проф. Н.Е. Жуковского, а также на машиностроительном заводе в Орле, принадлежавшем его отцу. Участвовал в работах отца по созданию опытного образца одного из первых отечественных автомобилей (1908-1910 гг.) После окончания МВТУ несколько лет работал в промышленности. В 1925 г. поступил на работу в Научный автомоторный институт (НАМИ), который возглавлял тогда Н.Р. Бриллинг (позднее чл.-корр. АН СССР), а его заместителем по научной работе был Е.А. Чудаков. В 1927 г. в НАМИ был организован технологический отдел, преобразованный в последующем в отдел металловедения. Институт занимался проблемой создания авиационных двигателей. Работа велась под руководством проф. Н.Р. Бриллинга, в ней участвовали В. Я. Климов и А. А. Микулин, будущие академики, известные в авиационной промышленности ученые и конструкторы. В 1931 г. М.М. Хрущов стал заведовать вновь созданным технологическим отделом Научного автотракторного института (НАТИ), выделившегося из НАМИ.
Свои исследования как триболог М.М. Хрущов начал именно в период работы в НАМИ—НАТИ, исследуя неполадки в моторах, которые были связаны с отказами цилиндропоршневой группы, подшипников и деталей механизма газораспределения.
В 1935 г. вскоре после появления в АН СССР отделения технических наук встал вопрос об организации в рамках Академии научно-исследовательского института машинострои¬тельного профиля. Была создана комиссия машиноведения, председателем которой стал академик Е.А. Чудаков, а ученым секретарем — к.т.н. М.М. Хрущов. В разработке технологического проекта Института машиноведения под руководством Е.А. Чудакова приняли участие профессора Н.И. Мерцалов, Л.П. Смирнов, И.И. Артоболевский, М. М. Хрущов и др.
В 1938 г. был создан Институт машиноведения (ИМАШ) АН СССР и трибология в машинах стала одной из главных проблем, изучаемых в Институте. М.М. Хрущов в 1940 г. оставил НАТИ и перешел на работу в ИМАШ, где организовал и свыше 30 лет возглавлял отдел трения и износа, а позднее лабораторию износостойкости материалов. В тяжелые для страны годы (с 1941 по 1947) М. М. Хрущов был заместителем директора ИМАШ (освобожден по собственному желанию в связи с болезнью).
В 1925-1940 гг. М.М. Хрущов провел значительные исследования в области металловедения и технологии автомобильного и автотракторного производств. Монография М.М. Хрущова "Поршневые коль¬ца" (1935 г.) была первой отечественной работой, посвященной технологии изготовления и методам контроля поршневых колец. Справочник "Материалы деталей автомобилей и тракторов", написанный совместно с Б.В. Гольдом и А.А. Маурахом (издания 1934, 1936, 1940 и 1948 гг.), был переведен за рубежом. Монографии "Усталость баббитов" (1943 г.) и "Исследование приработки подшипниковых сплавов и цапф" (1946 г.) обобщали методы испытания на прирабатываемость, износостойкость, усталость антифрикционных материалов и подшипников скольжения.
М. М. Хрущов руководил работа¬ми по созданию антифрикционных алюминиевых сплавов и разработке технологии их получения путем совместной прокатки биметалла.
Признаны у нас и за рубежом классическими труды М.М. Хрущова, относящиеся к наиболее распространенному виду изнашивания — абразивному. Многолетние исследования этой проблемы изложены в фундаментальных монографиях "Исследование изнашивания металлов" (1960 г.) и "Абразивное изнашивание" (1970 г.), написанных совместно с М.А. Бабичевым.
Много сил отдал Михаил Михайлович разработке высокоточного и универсального способа и приборов для измерения износа. Им был предложен метод вырезанных лунок, получивший признание и широкое применение. В соавтор¬стве с Е.С. Берковичем была создана гамма приборов для практического применения этого метода; результаты исследований были изложены в монографиях "Точное определение износа деталей машин" (1953 г.) и "Определение износа деталей машин методом искусственных баз" (1959 г.). Заводами "Калибр" и "Красный инструментальщик" были выпущены серии приборов для измерения износа методом вырезанных лунок деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (модель 965), шеек коленчатых валов (модель 967) и направляющих станин станков (модель 966).
Под руководством М.М. Хрущева в лаборатории износостойкости ИМАШ были выполнены получившие широкую известность работы по исследованию температурной стойкости смазочных материалов, по изучению трения и адгезионного взаимодействия при высоких температурах, по полимерным материалам, по разработке нового метода оценки истирающей способности поверхности. Над этими проблемами М. М. Хрущов работал вместе со своими учениками Р.М. Матвеевским, А.П. Семеновым, А.Д. Курицыной и Л.Ю. Пружанским.
Д.т.н. Р.М. Матвеевский | Д.т.н. А.П.Семенов | Д.т.н. А.Д. Курицына |
К.т.н. Е.С. Беркович | К.т.н. Л.Ю. Пружанский | К.т.н. М.А. Бабичев |
Выдающиеся заслуги принадлежат М.М. Хрущову в становлении и развитии в Советском Союзе исследований материалов методом измерения микротвердости. В 1943 г. под его руководством был создан оригинальный прибор для измерения микротвердости ПМТ-2, за разработку которого М.М. Хрущов, Е.С. Беркович и А.Н. Врунов были удостоены Государственной премии СССР (1947 г.). Этот прибор послужил основой для промышленного выпуска с 1945 г. микротвердомеров ПМТ-3. Этот прибор и его модификации до сих пор широко используются для изучения микромеханических свойств конструкционных материалов. Широкому внедрению метода микротвердости способствовали монографии М.М. Хрущова и Е.С.Берковича "Микротвердость, определяемая методом вдавливания" (1943 г.) и "Приборы ПМТ-3 для испытания на микротвердость" (1950 г.), а также стандарт "Метод испытания на микротвердость алмазной пирамидой" (ГОСТ 9450—60), введенный впервые в нашей стране.
М.М. Хрущов внес значительный вклад в теорию и практику метода микротвердости: был дан теоретический анализ метода испытания на микротвердость царапаньем; расширен диапазон применения методов для испытания таких материалов, как лед и алмаз; выполнено оригинальное исследование в области особо малых нагрузок при отпечатках менее 1 мкм; развито учение о микротвердости структурных составляющих материалов; проведено исследование микротвердости абразивных частиц. Под руководством М.М. Хрущова был создан ряд приборов для определения твердости труднодоступных и криволинейных поверхностей, прибор для измерения микротвердости методом царапания. Также были разработаны опередившие свое время приборы для испытания на микротвердость по глубине отпечатка с записью диаграммы внедрения (глубиномер интерференционный, УПМ-1, УПМ-2), значительно расширившие возможности микромеханических испытаний материалов (исследование микротвердости, пластичности, упругости тонких поверхностных слоев). Достоин также упоминания тот факт, что предложенная работавшим под его руководством Е.С. Берковичем геометрия алмазного индентора ("пирамида Берковича") в настоящее время получила широкое распространение в работах по наноиндентированию.
Выдающиеся заслуги М.М. Хрущова перед отечественной наукой были оценены двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
М.М. Хрущов успешно сочетал свою научную и творческую деятельность с большой научно-организационной работой. В течение многих лет он был членом редакционных советов журналов: "Вестник машиностроения", "Заводская лаборатория", "Машиноведение" и международного журнала "Wear", членом экспертного совета ВАК по машиностроению, членом ученых советов ИМАШ, МИНХиГП, ВНИИЖТ и ряда других институтов. В последние годы жизни М. М. Хрущов был заместителем председателя технического комитета ИСО, занимавшегося разработкой терминологии по трению, изнашиванию, смазке и подшипникам скольжения. Под его руководством был разработан ряд отечественных ГОСТов по терминологии. Он был председателем подкомитета ИСО/ТК 123 "Подшипник скольжения". По его инициативе и под его руководством проводились Всесоюзные конференции по трению и износу в машинах (1940, 1949, 1958 гг.), Всесоюзные совещания и семинары по износу поршневых колец, вопросам теории трения и изнашивания, повышению износостойкости лемехов, сульфидированию деталей машин, методам испытания на изнашивание, применению метода вырезанных лунок для измерения износа деталей машин, методам оценки эффективности твердых износостойких наплавок, антифрикционным свойствам пластмасс, методам оценки противоизносных и противозадирных свойств смазочных материалов, электрическим явлениям при трении и резании металлов, методам оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения; по трению, адгезионному взаимодействию и изнашиванию жаропрочных материалов при высоких температурах; по абразивному изнашиванию; по измерению микротвердости вдавливанием и царапанием. Под его редакцией изданы труды почти всех проведенных им конференций и совещаний. М.М. Хрущов в 1940 г. организовал и более 30 лет бессменно руководил постоянно действующим Научным семинаром по трению и износу в машинах, носящим с 1973 г. его имя, издал двадцать сборников его трудов.
М. М. Хрущов много времени уделял подготовке и воспитанию научных кадров. Под его руководством были подготовлены и защищены 10 докторских и 30 кандидатских диссертаций. Ниже в качестве примера представлена тематика некоторых из этих работ:
С матерью Зоей Митрофановной (1895 г.) | Студент МВТУ (1908-1910 гг.) |
Студенты МВТУ (слева направо) Е.А. Чудаков, М.М. Хрущов и П.Н. Львов (1910-1912 гг.). Е.А. Чудаков, как будущий академик и директор ИМАШ, за рулем. |
В командировке по авиационным заводам Германии и Франции (1929 г.) |
С известным украинским трибологом проф. Б.И.Костецким. | За обсуждением работ по электронной микроскопии поверхностей трения (КИИГА, 1964 г.) |