Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Академик Академии наук Украинской ССР, Лауреат Сталинской премии
Родился 29 августа 1905 г. В Хабаровске. После окончания Киевского индустриального института в 1926 г.
С. В. Серенсен долгие годы работал в академических научных учреждениях, осуществлял и координировал многие исследования, возглавлял академические советы и комиссии, был инициатором и организатором ряда всесоюзных научных совещаний и конференций по проблемам прочности в машиностроении.
С 1936 г. С. В. Серенсен являлся директором Института строительной механики АН УССР; в годы Отечественной войны руководил лабораторным комплексом Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова.
Свыше тридцати лет — с 1945 г. и до последних дней жизни С. В. Серенсен работал в Институте машиноведения, возглавлял различные отделы и лаборатории. Как академик АН УССР, он являлся консультантом и руководителем ряда тем в Институте машиностроения и сельскохозяйственной механики АН УССР. Почти постоянной была его педагогическая деятельность в тех¬нических вузах: до 1941 г.— в Киевском политехническом институте, с 1943 г.— профессором, а затем заведующим кафедрой Московского авиационного технологического института им. К. Э. Циолковского. В 1945 г. он был избран действительным членом Академии наук УССР.
Еще в довоенные годы в Издательстве АН СССР вышла книга С. В. Серенсена «Прочность деталей машин при переменных нагруженных». С тех пор все его основные труды (им опубликовано более десяти монографий и справочных руководств) были посвящены фундаментальным проблемам прочности машиностроительных материалов и конструкций. Им и под его руководством в 50—70-е годы осуществлены комплексные исследования закономерностей и критериев усталостного, малоциклового и хрупкого разрушения.
Эти работы позволили надежно обосновать прочность атомных и химических реакторов, авиационных двигателей, мощных прессов, гидротурбин, турбогенераторов, транспортных установок, высотных металлоконструкций. На этой основе решались задачи повышения ресурса и маневренности машин, общего снижения материалоемкости в машиностроении, что способствовало повышению промышленного и оборонного потенциала страны. За большой вклад в изучение проблем прочности С. В. Серенсен был в 1949 г. удостоен Сталинской премии.
За три десятилетия работы в Институте машиноведения и в различных вузах С. В. Серенсен воспитал плеяду инженеров и научных работников в области прочности. Многие из его учеников стали крупными учеными, известными в нашей стране и за рубежом. Свою плодотворную научную и педагогическую работу С. В. Серенсен сочетал с большой научно-организационной деятельностью. Он возглавлял Секцию прочности в Центральном правлении НТО машиностроителей, являлся членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям, членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике, входил в состав редакционных советов ряда издательств и журналов.
Академик С.В. Серенсен по праву считается основоположником отечественной школы конструкционной прочности. Он награжден Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почета.