Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Основатель и первый директор Института машиноведения (с 1938 по 1951 гг.), Лауреат Сталинских премий, академик Чудаков Евгений Алексеевич (1890 – 1953).
Первым директором Института машиноведения стал член-корреспондент АН СССР (в дальнейшем академик и вице-президент Академии наук) Евгений Алексеевич Чудаков (1890— 1953). Будучи неутомимым руководителем академической Комиссии машиноведения, он с самого начала ее создания приложил максимум сил и энергии для становления и развития основных направлений отечественной науки о машинах. Он же был главным инициатором создания ИМАШ как межотраслевого научного центра машиностроительной промышленности страны. До организации Института машиноведения Е. А. Чудаков долгие годы работал на руководящих должностях в различных научных учреждениях; он получил известность как крупный специалист и автор научных трудов в области автомобильной техники и общего машиностроения.
Е.А. Чудаков родился в Тульской Губернии с.Сергиевское. Окончив Московское высшее техническое училище в 1914 г. по специальности «двигатели внутреннего сгорания», инженер-механик Е. А. Чудаков был оставлен в МВТУ для преподавательской деятельности. После Октябрьской революции, в середине 1918 г., он вошел в ВСНХ с предложением о создании научно-исследовательской организации по автомобилям. Эта инициатива была одобрена, и в ноябре того же года группа специалистов под руководством Е. А. Чудакова организовала при ВСНХ Научную автомобильную лабораторию (НАЛ).
Благодаря своим незаурядным организаторским способностям Е. А. Чудакову удалось довольно быстро развернуть научно-исследовательскую работу в НАЛ. Потребности страны в машинах постоянно возрастали и, естественно, должны были расширяться научные работы в этой области. В 1921 г. на базе лаборатории был создан Научный автомоторный институт (НАМИ), который начал разрабатывать актуальные проблемы автомобильной и автомоторной техники: проектирование новых конструкций автомобилей и двигателей, исследование применяемых материалов и т. д. Во все время деятельности НАМИ Е. А. Чуда ков являлся одним из его руководителей — заместителем директора по научной части.
Осуществленные Чудаковым в НАЛ и НАМИ теоретические и экспериментальные работы послужили базой для создания новой научной дисциплины — теории автомобиля. В 1928 г. появилось первое в нашей стране капитальное исследование в этой области — книга Е. А. Чудакова «Динамическое и экономическое исследование автомобиля». В его последующих многочисленных работах было продолжено изучение вопросов динамики автомобиля, разработаны методы тяговых расчетов, исследована устойчивость автомобиля в различных условиях его движения.
Актуальным для своего времени явился разработанный Е. А. Чудаковым в 30—40-е годы большой комплекс вопросов, связанных с уточненными методами расчета на прочность и износоустойчивость ряда механизмов и деталей автомобиля, а также с разработкой теории их рабочих процессов. Эти проблемы тесно связаны с конструктивными задачами определения наивыгоднейшей формы деталей и их расчетных размеров. По методам расчета, введенным в практику Е.А. Чудаковым, были проведены проверочные расчеты большого числа автомобилей различных типов и классов. Полученные в результате этого данные, облеченные в стройную систему, позволили по-новому рассматривать работу деталей и оказали большую помощь при конструировании и расчете новых автомобильных механизмов.
Многие из разработанных Е.А. Чудаковым расчетных данных (например, расчет зубчатых передач на износ, сцепления и тормозов на нагрев и ряд других) в значительной своей части вышли за пределы первоначально поставленной задачи и оказали заметное влияние на развитие инженерных расчетов в других отраслях машиностроения.
Значительны заслуги академика Е. А. Чудакова и в организации автомобильных специальностей во втузах СССР. Он первым начал вести курсы по автомобилям в МВТУ и там же организовал специализированную кафедру. С 1932 г., когда в Москве была открыта Военная академия механизации и моторизации Красной Армии, Е. А. Чудаков в течение десяти лет возглавлял в академии кафедру автомобилей. Основными пособиями по изучению во втузах страны автомобильных дисциплин в течение многих лет являлись учебники Е.А. Чудакова «Теория автомобиля», «Расчет автомобиля», «Конструкция и расчет автомобиля».
После избрания Е. А. Чудакова членом-корреспондентом (1933), а затем действительным членом АН СССР (1939), его научная деятельность значительно расширилась и переросла рамки автомобилестроения. Он занимается общими вопросами развития машиностроения и машиноведения, изучением производительных сил страны, проблемами организации науки. Ко времени переезда в Москву АН СССР относится его энергичная деятельность по организации и руководству Комиссией машиноведения (1935—1938 гг.), по созданию академического Института машиноведения, директором которого он стал с первого дня его создания.
Идея организации в Академии наук СССР специального Института машиноведения вытекала из прогрессивной концепции ее автора, что развитию производства должно сопутствовать, а еще лучше — предшествовать такое же широкое развитие научно-исследовательских работ. Отмечая, что народное хозяйство поставило перед отечественным машиностроением ответственные задачи конструирования эффективных и удобных в эксплуатации машин, Е. А. Чудаков писал: «В поставленной проблеме создания машин советской конструкции имеется целый ряд задач, общих для различных отраслей машиностроения, и правильное решение этих задач возможно лишь в том случае, если будет создан единый институт, теоретически разрабатывающий и экспериментально подтверждающий свои идеи».
Директором академического Института машиноведения Е. А. Чудаков был более 12 лет (вплоть до 1951 г.). Его целеустремленная и энергичная деятельность явилась залогом успешной работы Института во многих областях машиноведения. Не прерывая работы в ИМАШ, он более трех лет выполнял обязанности вице-президента Академии наук и во многом способствовал дальнейшему развитию технических наук в Академии, внедрению научных достижений в практику народного хозяйства. Будучи членом Совета научно-технической экспертизы Госплана СССР, он принимал активное участие в составлении и реализации планов внедрения новой техники в различные отрасли машиностроения. В 1944 г. Е. А. Чудаков возглавил Редакционный совет по изданию первого в стране энциклопедического справочника «Машиностроение». Это фун¬даментальное 15-томное издание было осуществлено в рекордно короткий срок — за несколько лет. Дважды — в 1943 и в 1951 г.—Е. А. Чудакову за крупные научные работы в области машиностроения присуждались Сталинские премии СССР. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Евгений Алексеевич Чудаков скончался 19 сентября 1953 г. За три года до этого он говорил, выступая на чествовании по случаю его 60-летия: «Чем больше я живу и работаю, тем больше и больше убеждаюсь в том, что успех в любой работе, а особенно в научной работе, определяется не только и не столько способностями, сколько целеустремленностью и горячим желанием решить ту или иную задачу...». Памятная мемориальная доска и раздел музея Института машиноведения увековечила память о замечательном ученом-машиноведе, крупном организаторе советской науки