Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Академик Академии наук СССР, Герой Социалистического труда, член Президиума Верховного Совета СССР
Родился 9 октября 1905 г в Москве, окончил Единую трудовую школу.
Окончив в 1926 г. машиностроительный факультет Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, И. И. Артоболевский получил звание инженера-агронома по сельскохозяйственному машиностроению. Его учителями в академии были такие выдающиеся ученые, как академик В. П. Горячкин и профессор Н. И. Мерцалов. Основоположник новой в то время науки — земледельческой механики, В. П. Горячкин оказал определяющее влияние па дальнейшую научную деятельность Артоболевского, который работал под его руководством механиком, лаборантом, ассистентом и получил немало ценных знаний и опыта в области динамики машин и экспериментальных исследований. Н. И. Мерцалов значительно углубил его интерес к кинематической геометрии; позднее по его совету Артоболевский прослушал полный курс физико-математического факультета Московского университета.
После окончания Сельскохозяйственной академии И. И. Артоболевский работает ассистентом кафедры прикладной механики Московского текстильного института, с 1928 г.— доцентом Москов¬ского электромеханического института, в 1929—1931 гг.—заведующим кафедрой технической механики Химико-технологического института им. Д. И. Менделеева. После утверждения в 1932 г. в ученом звании профессора И. И. Артоболевский в течение многих лет ведет преподавательскую работу в Военно-воздушной академии им. Жуковского и Московском университете. В 1932—1943 гг. он заведовал кафедрой теории механизмов и машин в Московском институте химического машиностроения, а затем более тридцати лет возглавлял кафедру ТММ в Московском авиационном институте.
За годы работы в различных вузах И. И. Артоболевский подготовил и прочитал курсы теории механизмов и машин, синтеза механизмов, динамики машин, общей теории колебаний, теории регулирования машин, уравновешивания авиационных и морских двигателей, теории сельскохозяйственных машин, теории пространственных механизмов, теории машин-автоматов и др. Осуществляя научную разработку методики учебного процесса, И. И. Артоболевский уже в 30-е годы подготавливает «Конспект курса прикладной механики» (Московский химико-технологический институт, 1931), выступает со статьей «Перестроить систему изучения кинематики и динамики машин» (газ. «Техника», 1932), разрабатывает одну из первых программ курса «Теория механизмов и машин» (МГУ, 1934), выпускает в двух частях учебное пособие по этому курсу (МИХМ, 1937—1938).
Параллельно с преподавательской деятельностью И. И. Артоболевский в эти годы интенсивно работает в области структуры и кинематики плоских и пространственных механизмов, занимается силовым анализом, теорией уравновешивания машин, исследованием движения механизмов, расчетом маховых масс, пишет работы по приближенному и точному синтезу механизмов, начинает разрабатывать основы теории машин-автоматов. За большие достижения в научной разработке проблем теории механизмов Президиум АН СССР в 1936 г. присвоил И. И. Артоболевскому ученую степень доктора технических наук без защиты диссертации.
Со времени создания при Отделении технических наук Комиссии машиноведения И. И. Артоболевский был ее постоянным сотрудником; вместе с Е. А. Чудаковым он приложил немало сил и энергии для организации на базе этой комиссии научно-исследовательского института.
С 1938 г. и до последних дней жизни научная деятельность И. И. Артоболевского непосредственно связана с Институтом машиноведения. С момента создания института он являлся бессменным заведующим Отделом теории механизмов и машин. В предвоенный период, вплоть до эвакуации института в Казань, он являлся заместителем директора ИМАШ по научной работе.
На базе Института машиноведения И. И. Артоболевский создает постоянно действующий Семинар по теории механизмов и машин, научным руководителем которого он был почти сорок лет. ИМАШ и Семинар по теории механизмов и машин стали организаторами и координаторами важнейших работ в области теории машин и механизмов, ведущихся в СССР; одновременно на этой основе шла подготовка высококвалифицированных научных кадров. Под руководством И. И. Артоболевского свыше 100 научных работников защитили кандидатские диссертации, более 30 его учеников стали докторами наук. В течение многих лет он был ответственным редактором и председателем редколлегии издания «Трудов Семинара по теории механизмов и машин» (с 1962 г.— «Теория машин и механизмов», с 1966 г.— «Механика машин»).
Уже в 30-е годы, осуществляя исследования различных механизмов, И. И. Артоболевский пришел к выводам, на основе которых разработал стройную систему единой классификации механизмов, начала которой были им обнаружены в работах Л. В. Ассура, а затем широко развиты и представлены в обобщенном виде в «Основах единой классификации механизмов» (1939), Эта классификация позволила создать строгую научную базу для теории машин и механизмов, предопределила разработку общих методов расчета механизмов. Она же стала основой фундаментального курса «Теория механизмов и машин», изданного в 1940 г. и затем неоднократно переиздававшегося.
Разработанные И. И. Артоболевским методы структурного анализа механизмов и предложенная им классификация стали основой для развития и совершенствования методов кинематического и кинетостатического анализа сложных многозвенных плоских механизмов. В то же время И. И. Артоболевский провел широкие исследования пространственных механизмов, обобщенные им в монографии «Теория пространственных механизмов». Принципиально новыми в теории этих механизмов были вопросы, поставленные впоследствии И. И. Артоболевским не только по кинематике, но и по динамике систем со многими степенями свободы, что особенно важно при разработке таких новых конструкций, как роботы, манипуляторы, шагающие машины.
Крупные исследования были выполнены И. И. Артоболевским в области динамики механизмов, в частности по расчету маховых масс для машинных агрегатов, по уравновешиванию на фундаменте механизмов со сложными кинематическими схемами, по динамическому анализу механизмов с переменной массой звеньев и т. д. Разработанные в 50—60-е годы И. И. Артоболевским совместно с учениками методы динамического исследования механизмов с переменной массой нашли широкое применение при проектировании строительно-дорожных машин, намоточных устройств, металлургических машин. При его непосредственном участии возникло и начало развиваться такое важное направление современного машиноведения, как акустическая динамика машин.
Плодотворным направлением исследований академика И. И. Артоболевского явилась и теория машин-автоматов. Началом этой работы была коллективная двухтомная монография «Методы анализа машин-автоматов». Разработка методов структурного, кинематического и кинетостатического анализа машин-автоматов, а также методики их энергетической оценки подготовила переход в 50—60-х годах к решению значительно более сложных задач — оптимизации синтеза технологических машин-автоматов различного назначения.
Круг научных интересов И. И. Артоболевского всегда был исключительно широк. Кроме направлений, о которых уже упоминалось, он работал в области исследования виброударных и вибрационных систем, теории управления машинами, машинной диагностики в медицине. При его непосредственном участии в Институте хирургии им. А. В. Вишневского была создана лаборатория медицинской кибернетики, успешно разрабатывающая проблемы диагностики заболеваний с помощью ЭВМ.
Об огромной интенсивности научной и литературно-издательской деятельности И. И. Артоболевского говорит тот факт, что его перу принадлежит около 1000 печатных работ. Среди них уже упоминавшиеся крупные исследования и такие капитальные труды, как «Синтез механизмов» (1944), справочное руководство в четырех томах «Механизмы» (1947—1951), «Теория механизмов для воспроизведения плоских кривых» (1959), выполненное в 1970—1976 гг. фундаментальное пятитомное издание «Механизмы в современной технике».
Научно-организационная деятельность И. И. Артоболевского всегда отличалась высокой активностью и целеустремленностью. Он организует и возглавляет в АН СССР Научный совет по теории машин и систем машин и Научный совет по теории и принципам устройства роботов и манипуляторов. Значительно расширил и активизировал свою деятельность в 60—70-х годах руководимый И. И. Артоболевским Семинар по теории механизмов и машин, насчитывающий ныне 18 филиалов и секций в разных городах СССР и объединяющий многих ученых, специалистов, преподавателей высшей школы.
По инициативе и под руководством И. И. Артоболевского в Советском Союзе начиная с 1954 г. каждые три года созывались всесоюзные совещания по основным проблемам теории машин и механизмов. На этих представительных научных форумах всесторонне обсуждались результаты научных исследований, координировалась деятельность отдельных научных центров в стране, намечались новые направления работ в области механики машин.
Глубоко понимая большую и плодотворную роль, которую играют для советской и мировой науки международные контакты и обмены, академик И. И. Артоболевский уделял много сил и энергии объединению ученых разных стран, работающих в области теории машин и механизмов. Он явился одним из основателей Международной федерации по теории машин и механизмов (ИФТОММ). На первой учредительной Генеральной ассамблее ИФТОММ, состоявшейся в 1969 г. в Закопане (Польша), И. И. Артоболевский совместно с коллегами выступил с докладами «Некоторые общие проблемы современной теории машин автоматического действия», «Основы теории автоматических систем машин роторного типа», «Основные задачи акустической динамики машин». На заседании Исполнительного совета ИФТОММ И. И. Артоболевский был избран президентом этой международной организации и оставался им бессменно в течение восьми лет — до 1977 г.
Широкую известность получила общественная деятельность И. И. Артоболевского, как в сфере науки, так и в области общественно-политической и культурной жизни страны. В 1945—1951 гг. он — председатель Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиностроителей, в 1957—1964 гг.—председатель Правления общества «Знание» РСФСР, с 1961 г.—вице-президент Института советско-американских отношений, с 1965 г.— вице-президент Всемирной федерации научных работников. Вместе с академиком С. И. Вавиловым и другими видными учеными он был инициатором создания Всесоюзного общества «Знание», а с 1966 г. и до последних дней своей жизни являлся председателем его Правления.
Научная и общественная деятельность И. И. Артоболевского получила высокую государственную оценку и признание. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, другими орденами и медалями. Трижды он избирался депутатом Верховного Совета СССР, а с июля 1974 г. являлся членом Президиума Верховного Совета СССР. Многолетние научные исследования И. И. Артоболевского, его научно-организационная и общественная деятельность принесли ему мировую известность. В 1967 г. Институт инженеров-механиков Великобритании присудил ему медаль имени Джеймса Уатта — высшую в мире награду для ученых-механиков. Всемирный Совет Мира наградил его юбилейной серебряной медалью имени Жолио Кюри — за активное участие в движении за мир. Академик И. И. Артоболевский был иностранным членом ряда зарубежных академий наук, почетным доктором наук нескольких университетов, почетным членом Международной академии истории науки.