Федеральное Агентство
Научных Организаций

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english

Основные публикации 

   ПУБЛИКАЦИИ 2012 - 2017гг.
  1. Tруды ВНИИМЕТМАШ. Маятниковые подшипники скольжения-сейсмоизоляторы. Ю.Н.Дроздов, В.А.Надеин, В.Н.Пучков, А.П.Краснов, М.В.Пучков, 2012. С.515-526. 
  2. Ю.Н. Дроздов,В.А. Надеин, В.Н. Пучков, Н.А. Махутов. Конференция «Инновационные проекты и технологии ядерной энергетики» (Москва, ОАО«НИКИЭТ»).  27-29 ноября 2012 г. Труды конференции. Опыт применения маятниковых подшипников  для  сейсмозащиты. С.321-331.
  3. Experience in Application of the Friction Pendulum   Bearings for Seismic Isolation. Yu. Drozdov, V. Nadein V. Puchkov. 5-th Tribology Congress "WTC-2013". Turin, 8-13 Sept. 2013. pp 1-4.
  4. Опыт применения фрикционных маятниковых подшипников для сейсмической изоляции. Ю.Н.Дроздов, В.А.Надеин, В.Н.Пучков. Международная конференция "НЭРПО-2013" .
  5. Безопасность России. "Безопасность топливно-энергетического комплекса".Основы безопасности при освоении континентальных шельфов. Ю.Н.Дроздов, В.А.Надеин, В.Н.Пучков.  Глава  2. Сейсмозащита  морских и  наземных  объектов. Стр. 577-588. Изд-во МГОФ   "Знание".  2013 г.   640 с.
 
Проект РФФИ 12-08-00165-а. 2012-2014 г.г. Фундаментальные исследования трибологических процессов в атомных перспективных реакторах на быстрых нейтронах. Руководители: д.т.н. Ю.Н.Дроздов, к.т.н. В.Н.Пучков.     Стоимость проекта:
1 545 000 руб. (Финансовые средства, полученные от РФФИ в 2014 году:470000 руб. Финансовые средства, полученные от РФФИ в 2013 году:510000 руб.Финансовые средства, полученные от РФФИ в 2012 году:
565000 руб.)
 
       Экспериментальные исследования пар трения, проведенные в среде тяжелых жидкометаллических теплоносителей инновационных реакторных установок, показали, что полученные результаты характеризуются рядом важных, неизвестных ранее свойств. Очевидно исключение непосредственного контакта твердых поверхностей (стали, чугуна) контактных пар в среде свинцового и свинец-висмутового теплоносителей вследствие формирования на них специфичных оксидных покрытий. При этом существенно уменьшается коэффициент трения контактирующих пар в среде высокотемпературных
свинцового и свинец-висмутового теплоносителя и повышается их износостойкость, что способствует увеличению ресурса работы узлов трения в рассматриваемых условиях.
       В результате проведенных испытаний увеличен ресурс механизмов с контактными парами трения, находящимися в расплаве высокотемпературного свинцового теплоносителя и определены их трибологические характеристики, что способствовало обоснованию принятых проектных решений.
 
ПУБЛИКАЦИИ
2012
1. Ю. Н. Дроздов. Динамическое разрушение узлов трения в жидкометаллических ядерных реакторах. Информатизация и связь, №3, 2012, с. 62-75.
2. А. В. Безносов, Ю. Н. Дроздов, М. А. Антоненков, Т. А. Бокова, Э. Г. Новинский. Трибология гидростатических подшипников главных циркуляционных насосов ядерных реакторов на быстрых нейтронах, охлаждаемых свинцовым теплоносителем. Вестник машиностроения, №9, 2012, с. 41-46.
3.  А. В. Безносов, Ю. Н. Дроздов, М. А. Антоненков, Т. А. Бокова, В. В. Лемехов. Трибология гидростатических подшипников главных циркуляционных насосов ядерных реакторов на быстрых нейтронах, охлаждаемых свинцовым теплоносителем. Трение и износ, т. 33, №5, 2012, с. 465-472.
4. Дроздов Ю.Н., Безносов А.В., Бокова Т.А. Трение и износ в жидкометаллической среде. Трение и смазка в машинах и механизмах 2012, №7, с.34-38.
5. А. В. Безносов, Ю. Н. Дроздов, М. А. Антоненков, Т. А. Бокова, В. В. Лемехов. Подшипники скольжения главных циркуляционных насосов ядерных реакторов на быстрых нейтронах, охлаждаемых свинцовым теплоносителем. Проблемы машиностроения и автоматизации. №3, 2012. с. 35-40.
6. Дроздов Ю.Н., Бокова Т.А., Безносов А.В., Махов К.А. Результаты исследований пристенной области «тяжелый жидкометаллический теплоноситель -конструкционный материал» методом термоудара применительно к реакторам на быстрых нейтронах. Труды II Международной научной конференции "Фундаментальные исследования и инновационные технологии в машиностроении". Москва, 2012, с.184-189.
7. А.И. Шумилкин, К.А. Махов, Т.А. Бокова, А.В. Львов, А.В. Безносов, Ю. Н. Дроздов. Экспериментальные исследования триботехнических характеристик образцов из Стали 12Х18Н10Т. Двенадцатая Международная конференция "Проблемы материаловедения при проектировании, изготовлении и эксплуатации оборудования АЭС". Санкт-Петербург, 2012. Том 2, с.122-128.
8. Т.А. Бокова, А.В. Безносов, К.А. Махов, А.И. Шумилкин, Ю. Н. Дроздов. Триботехника зон контакта в среде тяжелых жидкометаллических теплоносителей РУ на быстрых нейтронах. Двенадцатая Международная конференция "Проблемы материаловедения при проектировании, изготовлении и эксплуатации оборудования АЭС". Санкт-Петербург, 2012. Том 2, с.129-1359.
9. Ю.Н.Дроздов, П.И.Маленко. Континуальная и дискретная модели структурно-фазовых превращений в трущихся слоях материалов. Информатизация и связь. , №4, 2013, с. 81-88.
 
2013
10. К.А. Махов, Т.А. Бокова, А.В. Безносов, А.И. Шумилков, Е.О. Скобликов, Ю.Н. Дроздов. Экспериментальные исследования пристенного слоя в потоке ТЖМТ и модели "оболочка стержня-поглотителя - чехол"применительно к условиям РУ с ТЖМТ. Научно-техническая конференция "Теплофизика реакторов на быстрых нейтронах", Обнинск, 2013. Стр.119-120.
11. Дроздов Ю.Н., Безносов А.В., Бокова Т.А., Шумилков А.И., Махов К.А., Черныш А.С. Экспериментальные исследования характеристик трения в среде высокотемпературного свинцового теплоносителя при продольном возвратно-поступательном перемещении образцов. ХХ международный семинар "Технологические проблемы прочности". Материалы международного семинара. Подольск, 2013, стр. 57-74.
2014
12. Ю.Н.Дроздов, В.В.Макаров, В.Н.Пучков. Обоснование износостойкости оборудования АЭС с жидкометаллическими теплоносителями. Трение и смазка в машинах и механизмах. 2014, №12.
13. Ю.Н. Дроздов, А.В. Безносов, Т.А. Бокова, К.А. Махов, А.И. Шумилков, Д.В. Смирнов. Экспериментальные исследования вопросов трибологии в элементах механизмов с контактными парами трения в реакторных контурах с ТЖМТ. Технологические проблемы прочности. ХХI международный семинар. Подольск. 20-21июня 2014 года. Подольск. С. 64-74.
14. Ю.Н.Дроздов, А.В. Безносов, Т.А. Бокова, К.А. Махов, А.И. Шумилков, Г.С. Приказчиков. Экспериментальные исследования триботехнических характеристик контактных поверхностей в среде расплава тяжелых жидких металлов. Технологические проблемы прочности. ХХI международный семинар. Подольск. 20-21 июня 2014 года. Подольск. С. 75-88.
  
 ЦАГИ Договор № 3-14 ИМАШ «Расчетно-экспериментальные исследования    по определению параметров сопротивления усталости и живучести ЛА» Шифр« Громада».
        Научное взаимодействие отдела "Трение, износ, смазка. Трибология"  и  ЦАГИ  в 2012 -2015 г.г.  было связано с применением покрытия АСО с целью его использования  в образце демпфера автоколебаний авиационных конструкций. Финансирование : 500 тыс. руб.; 700 тыс. руб.; 700 тыс. руб.; 700 тыс. руб. По итогам работы опубликованы две статьи в сборнике: ЦАГИ-ИМАШ РАН. Изд.НАУКА. Москва, 2016.
1. Разработка и исследование механического демпфера с вращательными парами трения скольжения. В.Д. Вермель, М.Ч. Зиченков, А.Н. Корякин, С.Э. Парышев, А.Л. Пученков, А.А. Шустов, В.Н.Пучков, А.Г.Пономаренко. Результаты фундаментальных исследований в прикладных задачах авиастроения. Изд. НАУКА. Москва, 2016. с.455-460.
2. Трибологические свойства и применение антифрикционных самосмазывающихся покрытий в шарнирах и подшипниках скольжения - демпферах колебаний авиационных конструкций. Ю.Н.Дроздов, В.Н.Пучков, А.Г.Пономаренко. Результаты фундаментальных
исследований в прикладных задачах авиастроения. Изд.НАУКА. Москва, 2016. с.461-472.
 
    При разработке высокоэффективного демпфера колебаний авиационных конструкций выполнены  исследования различных самосмазывающихся материалов и покрытий с целью выявления наиболее оптимального их сочетания с точки зрения трибологических свойств (коэффициентов трения и износостойкости) и эффективности демпфирования.  Определеныграницы применимости исследуемых материалов для пар трения, не требующих обслуживания. Разработаны научные основы проектирования и технологии самосмазывающихся опор скольжения, применяющихся в качестве  шарниров реверсивного движения. Рассмотрены вопросы рациональности применения различных композиционных материалов  для создания износостойких  фрикционных демпферов. Испытан антифрикционный самосмазывающийся органоволокнит (АСО), имеющий постоянные низкие значения коэффициентов трения и высокую долговечность, что позволило предложить это покрытие в качестве наиболее пригодного для применения в прототипе демпфера колебаний авиационных конструкций.
 
Лаборатория Исследования износа при граничной смазке
(2013-2017 гг.)
Конечные цели:  Разработка теоретического обоснования  структурных особенностей формирования модифицированных граничных слоев поверхностей трения с учетом молекулярного взаимодействия контактирующих материалов и смазок. Получение трибологических характеристик новых алмазоподобных покрытий, создающих структурированные наноразмерные граничные смазочные пленки. Исследование  нано и микрохарактеристик механических и физических свойств поверхностей трения в условиях граничной смазки. Изучение  трибологических свойств граничных смазочных слоев, создаваемых в результате физико-химических взаимодействий поверхности с синтетическими и растительными смазочными маслами с присадками.
     Фундаментальные, комплексные исследования взаимосвязи структурного состояния поверхностных слоев триботехнических материалов и покрытий различного назначения  с граничными смазочными слоями и ее влияние на трибологические характеристики  и долговечность узлов трения для перспективных объектов новой техники (машиностроение, транспорт, авиация, космос, атомная промышленность, нефте- и газодобывающая промышленность).
     Болтовые соединения планера самолета находятся под воздействием случайной вибрации,  периодических деформаций элементов конструкции и   циклических  нагрузок. Поэтому вероятность появления фреттинга в болтовых соединениях с зазором и радиальным натягом весьма высока. Фреттинг-износ является основным фактором, определяющим    фреттинг-коррозию и фреттинг-усталость элементов соединения. В результате фреттинг-износа происходит изменение размеров контактирующих деталей.
    Минимизация износа  и  предотвращение разрушения элементов конструкции в условиях фреттинга является важной проблемой для обеспечения требуемого ресурса элементов планера самолета.
     Проблема предотвращения или минимизация фреттинг-износа элементов конструкции планера самолета всегда была актуальной и важной с точки зрения обеспечения требуемого ресурса. Анализ показывает, что действие контактного давления, обусловленного радиальным натягом, на долговечность болтовых соединений проявляется двояко. С одной стороны оно увеличивает долговечность соединения вследствие   снижения силовых взаимодействий между контактными поверхностями, а с другой - уменьшает, вследствие фреттинг-износа этих поверхностей.
      Затяжка болтов является одним из основных факторов повышения долговечности болтовых соединений с зазором. Возникновение фреттинг-износа   в зонах контактных давлений существенно изменяет характер зависимости: долговечность - усилие затяжки. В связи с этим очевидна необходимость разработок достоверных методов экспериментального определения усилия затяжки болтов, установленных в пакет с различным зазором при сборке, статическом и циклическом нагружении.
 
 
ПУБЛИКАЦИИ
2013 г.
       К.т.н., в.н.с. Е.А. Марченко:
1.       Атаманов М.В., Дубравина А.А., Левин И.С., Марченко Е.А., Хрущов М.М. Состав, структура и трибологические свойства алмазоподобных покрытий, легированных хромом // «Проблемы машиностроения и автоматизации». 2013. № 3. С.102-105.
2.      Хрущов М.М., Марченко Е.А. Трибологическое поведение легированных алмазоподобных покрытий: сравнительный анализ. ISSN 1810-0198. «Вестник Тамбовского университета», серия: естественные науки, т.18, вып.4, 2013, с.1813-1814.
3.      Хрущов М.М., Марченко Е.А. Влияние легирующих добавок на структуру и трибологические свойства алмазоподобных покрытий. Труды 11-й Международной конференции. С-Петербург, 6-8 мая. 2013, стр. 293-295.
4.       Хрущов М.М., Марченко Е.А..Вакуумные ионно-плазменные алмазоподобные покрытия с легированной нанокомпозитной структурой и их поведение в условиях трения скольжения. Сборник материалов VВсероссийской конференция по наноматериалам (НАНО-2013). Звенигород, 23-27 сентября 2013, стр. 121-122.
5.      Хрущов М.М., Атаманов М.В., Марченко Е.А., Петржик М.И. Левин И.С., Алмазоподобные нанокомпозитные покрытия α-C: H: Cr – структурное состояние, механические и трибологические свойства. Международный симпозиум «Физика кристаллов 2013». Тезисы докладов. Москва, 28 октября – 2 ноября 2013. С. 244.
6.       Хрущов М.М., Марченко Е.А., Дубравина А.А., Левин И.С. Влияние технологии нанесения и легирования на структуру и свойства алмазоподобных нанокомпозитных покрытий. Труды VI Евразийского симпозиума по проблемам прочности материалов и машин для регионов холодного климата (Eurastrencold-2013). Т.1. Пленарный доклад. Якутск, 24-29 июня 2013, с.95-100.
7.       Хрущов М.М., Марченко Е.А. Влияние легирующих добавок на структуру и трибологические свойства алмазоподобных покрытий. Международная научно-техническая конференция «Полимерные композиты и трибология(ПОЛИКОМТРИБ-2013)», Гомель, Беларусь, 24-27 июня 2013, с.275.
8.      Semenov A.P., Khrushchov M.M., Marchenko E.A., Levin I.S., Dubravina A.A., Atamanov M.V.  Deposition technology, microstructure and tribological properties of alloyed diamond-like carbon coatings obtained by plasma-assisted deposition. Cб. Трудов V. Международной конференции «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов (DFMN-2013)». Москва, ИМЕТ РАН 26-29 ноября 2013, с. 436-437.
 
ПУБЛИКАЦИИ 2014-2017
 
1.      ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ МАЯТНИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ
Дроздов Ю.Н., Надеин В.А., Пучков В.Н. Проблемы машиностроения и надежности машин. 2014. № 6. С. 74-81.
2.      ПРИМЕНЕНИЕ ФРИКЦИОННЫХ МАЯТНИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ
Дроздов Ю.Н., Надеин В.А., Пучков В.Н. Трение и износ. 2014. Т. 35. № 3. С. 258-266.
3.      ОЦЕНКА УПРУГОПЛАСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ФРИКЦИОННОГО КОНТАКТА  ПРИ ТРЕНИИ УГЛЕРОДНЫХ ФРИКЦИОННЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. Скворцов В.Н.  Пучков В.Н., Албагачиев А.Ю. Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2014, №1(303 ), с.45-54.
4.      ПРИМЕНЕНИE АНТИФРИКЦИОННЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ ОРГАНОВОЛОКНИТОВ В ШАРНИРАХ И ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ. В.Н.Пучков, А.Г.Пономаренко. ТРИБОМАШ-2014. ИМАШ РАН,  Москва, 19-21 ноября 2014 г. с.00.
5.      АНТИФРИКЦИОННОЕ САМОСМАЗЫВАЮЩЕЕСЯ ПОКРЫТИЕ В МАЯТНИКОВЫХ ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ. Ю.Н. Дроздов,  В.А. Надеин, В.Н. Пучков. ТРИБОМАШ-2014. ИМАШ РАН,  Москва, 19-21 ноября 2014 г. с.00.
6.      ПРИМЕНЕНИЕ АНТИФРИКЦИОННЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ ПОКРЫТИЙ В ШАРНИРАХ И ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ. Пучков В.Н., Пономаренко А.Г.  (Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, Москва; НИИ Физической и Органической Химии Южного Федерального Университета, Ростов-на-Дону, Россия). 2015-ПОЛИКОМТРИБ, Гомель.
7.      ПРОЧНОСТЬ И ИЗНОС ЭЛЕМЕНТОВ БОЛТОВЫХ  СОЕДИНЕНИЙ  В УСЛОВИЯХ ФРЕТТИНГА. В.В.Дунаев, В.Н.Пучков. Изд-во "Инновационное машиностроение", "Сборка в машиностроении, приборостроении", 2016, №4, с.38-44.
8.      КОНТАКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СРЕЗНОГО БОЛТОВОГО  СОЕДИНЕНИЯ     В УСЛОВИЯХ ФРЕТТИНГ-ИЗНАШИВАНИЯ.В.В.Дунаев, В.Н.Пучков. Изд-во "Инновационное машино-строение", "Сборка в машиностроении, приборостроении", 2016, с.27-31.
9.       ВЛИЯНИЕ ФРЕТТИНГ-ИЗНОСА БОЛТОВОГО  СОЕДИНЕНИЯ  С ЗАЗОРОМ НА УСИЛИЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТА.В.В.Дунаев, В.Н.Пучков. Изд-во "Инновационное машиностроение", "Сборка в машиностроении, приборостроении", 2016, №8, с.45-48.
10. ПРИМЕНЕНИЕ ТВЕРДЫХ СМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ В БОЛТОВЫХ И ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЯХ.В.Н.Пучков, В.В.Дунаев. ТРИБОЛОГИЯ - МАШИНОСТРОЕНИЮ посвящённая 100-летию со дня рождения выдающегося учёного проф. Р.М. Матвеевского. Тезисы конференции с.201-202. ИМАШ-2016.
11. ПРИМЕНЕНИЕ И ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФРИКЦИОННЫХ МАЯТНИКОВЫХ  ПОДШИПНИКОВ - СЕЙСМОИЗОЛЯТОРОВ. Надеин  В.А., Пучков В.Н. Конференция "МНТК ФТИ-2017" 6-7 апреля 2017. 6-7 апреля 2017.   Доклад на электронном носителе. Москва, ул. Стромынка, д.20.   
12. ТЕОРИЯ И ОЦЕНКА РЕЛАКСАЦИИ УСИЛИЙ ЗАТЯЖКИ  БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИ ПОВЫШЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ. Ч.1.; Ч.2. В.В.Дунаев, В.Н.Пучков. Изд-во "Инновационное машиностроение","Сборка в машиностроении, приборостроении", 2017 (в печати).
Список публикаций в.н.с Марченко Е.А. за 2016 г.
13. Левин И.С., Хрущов М.М., Марченко Е.А., Авдюхина В.М. Влияние легирования на структуру и особенности трибологического поведения вакуумных алмазоподобных покрытий. // ВМУ. Серия 3. Физика. Астрономия. 2016. №2. Стр. 46-52.
14. Khrushchov M., Levin I., Marchenko E., Avdyukhina V. and Petrzhik M. Effect of structure and deposition technology on tribological properties of DLC coatings alloyed with VIA group metals.// 23rd International Conference on Vacuum Technique and Technology. Journal of Physics: Conference Series 729 (2016) 012016. P. 1-5.
15. Khrushchov M.M., Marchenko E.A., Atamanov M.V., Levin I.S. and TarelkinYu.A. Effect of Active Gas Mixture Composition on TribologicalBehaviour of Coatings Obtained by Reactive Magnetron Sputtering of Chromium in Acetylene-Nitrogen andAcetylene-Air Gas Mixture. // JFrW 407 2016 37 (5) 407-414.
16. Левин И.С., Хрущов М.М., Авдюхина В.М., Шальнов С.А,.Марченко Е.А., Петржик М.И. Влияние особенностей структуры вакуумных алмазоподобных покрытий, легированных металлами VI а группы, на их свойства // Ученые записки Физического ф-та МГУ. 2016. № 3, С.163503-1 – 163503 -3.
17. Хрущов М.М., Левин И.С., Марченко Е.А., Шальнов С.А, Авдюхина В.М., Петржик М.И. Особенности структуры и технологии получения алмазоподобных покрытий, легированных металлами VIА группы, и их влияние на трибологические свойства // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2016. Т. 21, № 3. С. 1405-1408.

 

18. Хрущов М.М., Левин И.С., Марченко Е.А., Авдюхина В.М., Петржик М.И.Влияние на трибологические свойства структуры и технологии получе-ния алмазоподобных углеродных покрытий, легированных металлами VIА группы // Труды 23-й научно-технической конференции с международным участием «Вакуумная техника и технология», 7-9 июня 2016 г., Санкт-Петербург. СПб.: СПбПУ. 2016. С.79-81.
  • Трение и износ, 2008, т.29, №4, с.355- 361.; 2009, т. 30, № 5, с.440-448.; 2009, т. 30, № 6, с.540-549.
  • Вестник машиностроения, 2009, №12, с.38-42.; 2010, №2, с.34-39;
  • Проблемы машиностроения и надежности машин, 2009, №5, с. 61-66; 2010, №3, с.99-116; №3, 2011,с.59-63..
  • Трение и смазка в машинах и механизмах, 2009, №4, с. 26-29; 2009, №7, с.34-40.
  • Проблемы машиностроения и   автоматизации, №1, 2009, с.3-17.
  • «Известия Вузов» «Ядерная энергетика», №2, 2010, с.125- 133.
  • Реферативный журнал ВИНИТИ "Машиностроительные материалы.     Конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод.", редактирование, раздел "Трение,износ, смазка" , NN1-12, 1982-2011 г.г.

Сотрудники лаборатории являются соавторами следующих монографий:

  • Англо-русские политехнические и физический словари, разделы "Трение, износ, смазка". Изд.
  • РУССО, 1997 г.; 2000 г.
  • Очерки истории трибологии. М.: Нефть и газ, 1998 г. Занимательная трибология. М.: Нефть и   газ, 1999 г.
  • “Машиностроение”. Энциклопедия. Ред. Д.Н.Решетов Т.4-1. М: Машиностроение, 1995, с.864.
  • Современная трибология: Итоги и перспективы. Отв. ред. К.В.Фролов.М: Издательство ЛКИ, 2008. – 480 с.
  • Смазочные материалы и смазка деталей машин:  Учебное пособие. - М.: МАДИ (ГТУ), 2008. 80 с.