Федеральное Агентство
Научных Организаций

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Об институте » История ИМАШ РАН » История ИМАШ РАН

 История  ИМАШ РАН

Нам необходимо изучать нашу действительность во всем её объеме, нам необходимо знать лицо наших заводов и фабрик, все предприятия, все работы по строительству государства.
А.М. Горький
 
В целях воспитания молодых ученых и новых сотрудников в лучших научных традициях института организован Музей истории ИМАШ РАН.
Материал планшетов музея знакомит посетителей с богатой историей института, являющегося сегодня головным институтом общемашиностроительного профиля, решающего научные проблемы, важные для всей отрасли машиностроения. Со времени своего возникновения он занял видное место среди крупнейших научных учреждений страны.
Экспозиция музея начинается с фотодокументов и фотографий, рассказывающих о создании Политехнического общества, активными деятелями которого были видные ученые и специалисты в области промышленности, строительства и транспорта - профессора Н.Е. Жуковский, Ф.Е. Орлов, А.П. Гавриленко, П.К. Худяков, Ф.М. Дмитриев, В.И. Гриневецкий, А.И. Сидоров, Д.С. Зернов, инженеры Н.П. Зимин, В.Г. Шухов, А.К. Эшлиман, С.П. Ланговой и др.

С 1905 г. Политехническое общество размещалось в здании, построенном в стиле модерн по проекту архитектора А.В. Кузнецова. Весьма знаменательно, что именно в нем, где ныне работает коллектив Института машиноведения, неоднократно выступал с речами и докладами В.И.Ленин, здесь (с 29 октября по 4 ноября 1918 г.) проходил I съезд РКСМ - был создан ленинский комсомол. Ленинские заветы и указания о важнейшей роли науки и техники, о научно-техническом прогрессе служат девизом для многих работ советских ученых.
Часть планшетов музея посвящен созданию Отделения Технических Наук - ОТН АН СССР. Посетителям музея будет интересно узнать, что 5 декабря 1935 г. состоялось первое организационное собрания академиков и членов-корреспондентов, на котором была утверждена структура ОТН и избраны президиумы отделения и групп, а уже 8 декабря 1935 г. было созвано первое заседание Комиссии машиноведения. Председателем комиссии был утвержден Е.А.Чудаков, ученым секретарем - М.М. Хрущов.
В 1938 г. Совнарком при рассмотрении деятельности АН СССР указал на целесообразность «увязки работы научных учреждений Академии наук с актуальными нуждами социалистического строительства». Таким образом, возникла необходимость создания в системе ОТН АН СССР специального института.
Один из планшетов ознакомит посетителей с Распоряжением №210 по ОТН АН СССР от 10 декабря 1938 г., в одном из параграфов которого говорится: «На базе существовавшей Комиссии машиноведения и её лабораторий, организовать с 13.1 I.e.г. Институт машиноведения с разделами работ:
  • теория машин и механизмов;
  • трение и износ в машинах;
  • расчет и конструирование машин и их деталей;
  • холодная обработка металлов резанием.
Основание: Решение Президиума АН СССР от 15.10.с.г.»
 
В мемориальном музее ИМАШа собраны фотодокументы, альбомы, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, внесших значительный вклад в решение фундаментальных проблем создания высоконадежных и экономичных машин. Одним из них являлся академик Е.А. Чудаков (1890-1953 гг.) - главный инициатор создания в нашей стране межотраслевого научно-исследовательского центра машиностроительной промышленности - Института машиноведения.
Е.А. Чудаков родился в селе Сергиевском Тульской губернии, в 1909 г. он приезжает в Москву и поступает в Московское высшее техническое училище. Окончив училище в 1914 г. по специальности «двигатели внутреннего сгорания», инженер-механик Е.А. Чудаков был оставлен там для подготовки к преподавательской деятельности

В 1918 г. группа специалистов под руководством Е.А. Чудакова организовала при ВСНХ Научную автомобильную лабораторию (НАЛ), на базе которой был организован Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ). Среди работ, выполненных в НАМИ, особое значение имеет проведенный лично Е.А. Чудаковым цикл работ по испытанию и оценке качеств автомобиля. Экспериментальные работы, проводившиеся Е.А. Чудаковым. послужили базой для разработки новой научной дисциплины - теории автомобиля. В 1928 г. появилось первое в нашей стране капитальное исследование в этой области - книга Е.А. Чудакова «Динамическое и экономическое исследование автомобиля». Немалые заслуги Е.А. Чудакова и в организации автомобильных специальностей во втузах СССР. Основными пособиями при изучении автомобильных дисциплин во втузах в течении многих лет являлись книги, написанные Е.А. Чудаковым: «Теория автомобиля», «Расчет автомобиля», «Конструкция и расчет автомобиля».
Целеустремленная и энергичная деятельность Е.А. Чудакова на посту директора ИМАШа явилась залогом усиленной работы института во многих областях машиноведения.
В течение трех лет Е.А. Чудаков, не прерывая работы в институте, исполнял обязанности вице-президента АН СССР. Дважды, в 1943 и 1951 гг., Е.А. Чудакову за крупные научные работы в области машиностроения присуждались Государственные премии СССР. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Рассказывают, о том какова была структура института в предвоенные годы, по каким направлениям развернулись основные работы.
В состав ИМАШа в период 1938-1941 гг. входили 5 отделов:
  1. Теории машин и механизмов;
  2. Трения и износа в машинах;
  3. Конструирования и расчета машин и деталей;
  4. Холодной обработки металлов;
  5. Точных измерений в машиностроении
В 1940 г. дополнительно были образованы ещё 2 отдела:
  1. Электросварки;
  2. Проектно-конструкторский,
и секция технологии и организации производства.
Институтом проводились различные конференции, совещания и семинары. Так, в 1940 г. силами отдела трения и износа была проведена Всесоюзная конференция по трению и износу в машинах, на которой были заслушаны свыше 50 докладов, представленных ИМАШем, научно-исследовательскими организациями наркоматов и заводами. В декабре 1939 г. постановлением Президиума АН СССР был создан Ученый совет, который с самого начала своего существования занимался вопросами подготовки высококвалифицированных кадров. Уже в 1940 г. состоялись первые защиты диссертационных работ на заседании Ученого Совета.
План научно-исследовательских работ ИМАШа на 1941 г., утвержденный Бюро ОТН, был составлен с учетом реальных возможностей института.
Одним из основных в ИМАШ стал отдел теории механизмов и машин (ТММ), который с самого начала возглавил академик И.И. Артоболевский (1905-1977 гг.), ученый с мировым именем, перу которого принадлежали такие груды, как «Синтез механизмов», «Синтез плоских механизмов», «Механизмы в современной технике», «Теория механизмов и машин». Партия и правительство высоко оценили научную и общественную деятельность П.П. Артоболевского. Он был удостоен звания Героя Социалистического труда, награжден 5 орденами Ленина, а в июне 1974 г. был избран членом Президиума Верховного Совета СССР.
В 1967 г. институт инженеров-механиков Великобритании присудил И.И. Артоболевскому медаль им. Джеймса Уатта - высшую в мире награду для ученых механиков.
Начавшаяся война застала институт машиноведения в период его становления и расширения. В июле 1941 г. институту было предложено эвакуироваться в Казань. Большая часть работ ИМАШа в 1941-1941 гг. была связана с совершенствованием авиационной техники. Вот основные работы авиационного направления, выполненные в то время научными сотрудниками: «Устранение дефектов в деталях авиамоторов» (Е.А. Чудаков, А.К. Дьячков), «Улучшение авиационного вооружения» (З.И. Блок, Н.И. 11ригоровский, Н.П. Раевский, М.Н. Бучин. И.В. Крагельский), «Создание новых методов оценки авиационных масел» (М.Н. Валарович) и т.д.
В годы войны особенно широко использовался для экспертных испытаний доступных деталей самолетов без разборки машины. «Прибор для испытания металлов на твердость ПТ-ПММ» (Беркович Е.С.). Была решена проблема подготовки и оборудования снежных аэродромов для посадки колесных самолетов. Работу вел в 1942-1944 гг. И.В. Крагельский с группой сотрудников.
Сотрудникам института - участникам боев в В.О.В. посвящены 2 турникета, выставленные в музее.
В Постановлении Президиума Академии наук СССР от 18 января 1945 г. отмечено, что          
Институт машиноведения в 1941-1944 гг. выполнил важные работы, способствовавшие увеличению выпуска оборонной продукции и улучшению качества изделий военных заводов.
В конце 40х и начале 50х гг. структура института неоднократно менялась, создавались новые отделы, группы, комиссии. Вполне естественная послевоенная перестройка привела к значительному расширению общего фронта исследовательских работ, к изменению соотношений в объеме научной деятельности по тем или иным направлениям. В результате были согласованы и утверждены основные направления 
 
научной деятельности института, научное содержание которых заключалось в следующем:
1.                   По общей теории машин и теории механизмов автоматов и автоматических линий.
2.                   По прочности в машиностроении.
3.                   По трению и износу в машинах.
4.                   По технологии машиностроения.
В период 1950-1960х гг. советское машиностроение продолжало развиваться быстрыми темпами, опережая темпы роста других отраслей промышленности производства. Состоявшиеся съезды КПСС: XX. XXI-XXII. XXIII наметили и определили дальнейшее развитие машиностроения.
Технический прогресс машиностроения требовал новых достижений технических наук, расширения и углубления научных исследований, особенно в области машиноведения. Главные усилия коллектива ИМАШ сосредоточились на решении актуальных проблем выдвинутых в эти годы бурно развивающимся машиностроением.
Впервые в СССР в 50-60 годы были разработаны и изготовлены преобразователи для измерения основных механических параметров машин, которые нашли применение в различных областях народного хозяйства. Большинство использовавшихся преобразователей описаны в монографии Н.П. Раевского «Датчики механических параметров машин».
В витрине музея представлены «Датчики линейных, ударных, условных ускорений; крутящего момента; третьей производной пути по времени».
С 1954 г. во главе института встает выдающийся ученый и организатор науки академик А.А. Благонравов.
Анатолий Аркадьевич Благонравов, будучи директором ИМАШа продолжал вссти и большую работу в АН СССР; с 1956-1960 гг. он дважды избирался академиком- секретарем ОТН и членом Президиума АН СССР; с 1950-1975 гг. являлся председателем Комиссии по исследованию и использованию космического пространства при Президиуме АН СССР. В 1961 г. ему, как руководителю работ по изучению верхних слоев земной атмосферы с помощью высотных ракет, была присуждена Ленинская премия. Академик А.А. Благонравов являлся членом Международной астронавтической академии и вице- президентом Комитета по космическим исследованиям при международном совете научных союзов (КОСПАР). В витрине музея хранятся сувениры и подарки, преподнесенные А.А. Благонравову в честь его юбилеев, Космический корабль от музея Циолковского, медаль Интеркосмос АН СССР. В ознаменование жизни и деятельности дважды Героя Социалистического Труда академика А.А. Благонравова на его Родине - в селе Аньково, Ивановской области, в октябре 1977 г. был торжественно открыт бронзовый бюст. В музее собраны фотодокументы, посвященные этому событию.
В дар нашему музею были также переданы фотодокументы, книги из музея Артиллерийской академии им. Ф. Дзержинского, в стенах которой А.А. Благонравов трудился долгие годы, сначала начальником факультета и кафедры (1932-1941 гг.), затем исполняющего обязанности начальника академии и с 1943 г. - заместителем начальника академии по научной и учебной работе.
Под руководством А.А. Благонравова ИМАШ превратился в крупный центр отечественной науки, в котором решаются проблемные вопросы, связанные с развитием различных отраслей народного хозяйства. Имя А.А. Благонравова навечно прсвоено институту и в этом признание его огромных заслуг.
Советское государство высоко оценило плодотворную деятельность А.А. Благонравова: он был дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями.
В постановлениях и решениях партии и правительства начала 60х годов была подчеркнута необходимость расширения научно-исследовательских и проектно­конструкторских работ по созданию высокопроизводительного оборудования для машиностроения. Отмечалось, что станкостроение среди других отраслей машиностроения должно определять уровень развития машиностроения, на основании этого в апреле 1961 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению координации исследовательских работ в стране и деятельности АН СССР». Был создан Государственный комитет по координации исследовательских работ, преобразованный в Государственный комитет СССР по науке и технике. В этот период Институт машиноведения был выведен из состава АН СССР с сохранением научно- методического руководства со стороны АН СССР. С 1964 г. направления научной деятельности института были конкретизированы в новых отделах:
1.                   Кинематики и динамики машин;
2.                   Теорий колебаний;
3.                   Вибраций и акустики;
4.                   Автоматизации умственного труда;
5.                   Прочности машиностроительных материалов;
6.                   Исследования напряжений и деформаций;
7.                   Теории трений;
8.                   Износостойкости.
В музее ИМАШа собраны материалы, посвященные крупнейшим научным школам
Научные достижения советской школы механики машин получили международное признание. Развитию и углублению исследований в области общей теории машин содействовала работа постоянно действующего научного семинара по теории машин и механизмов, а также 17 его филиалов, расположенных в городах Союзных Республик. В 1964 г. по инициативе ИМАШ при Отделении механики и процессов управления АН СССР был образован Научный Совет по теории машин и рабочих процессов, впоследствии переименованный в Научный Совет по теории и системам машин.
Свидетельством признания заслуг советских ученых явилось избрание академика И.И. Артоболевского президентом Международной Федерации по теории машин и механизмов (ИФТОММ). В витринах музея выставлены сувениры, преподнесенные И.И. Артоболевскому, и его личные вещи, дипломы об избрании его почетным членом Югославской национальной организации ИФТОММ, Чехословацкой академии наук. Польского общества теоретической и прикладной механики. Посетителей музея привлекут внимания памятные альбомы со статьями и трудами И.И. Артоболевского.
В институте сложилась советская школа конструкционной прочности машин (академик АН СССР Ю.Н. Работников, академик АН СССР С.В. Серенсен, профессор Н.И. Пригоровсксий), получившая авторитетное и заслуженное признание в мировой машиностроительной науке и практике. В витринах выставлены почетные грамоты, медали и значки академика АН СССР С.В. Серенсена, с 1945 г. и до последних дней жизни работавшего в институте машиноведения. Ei музее собраны дипломы, свидетельства, значки и эмблемы Всесоюзных и международных конференций, участником которых он был.
В институте также создана научная школа в области триботехники. Понятие «триботехника» объединяет в последнее время широкий спектр работ в области трения, износа и смазки. Исследования по триботехнике направлены на:
1.                   Разработку методов расчета узлов трения различного класса и назначения;
2.                   Создание методик и специального оборудования для испытаний материалов пар
трения, смазок и узлов в целом (в том числе для ускоренных испытаний);
3.                   Получение новых теплостойких и износостойких фрикционных и
антифрикционных материалов, покрытий и смазок;
4.                   разработку технологии их изготовления.
Работы, проводимые в ИМАШе, имеют фундаментальную основу, созданную за годы существования института научными школами видных исследователей в области триботехники - профессоров И.В. Крагельского и М.М. Хрущова. Крупный вклад в исследования проблем трения, износа и смазки внесли научные сотрудники института, доктора и кандидаты технических наук М.А. Бабичев, Е.С. Беркович, Ю.Н. Дроздов, II.Е. Дьячков, P.M. Матвеевский, А.И. Петрусевич, С.В. Пинягин, А.II. Семенов, А. В. Чичинадзе и многие другие.
Работы ученых ИМАШа по проблемам триботехники и созданная в СССР научная школа в области трения, износа и смазки получили международное признание. Профессор И. В. Крагельский был избран вице-президентом Международного комитета по трибологии; в 1975 г. за научные достижения он был награжден золотой медалью этого комитета. Церемония вручения запечатлена на фотографии, хранящейся в нашем музее.
Посетителям музея интересно будет узнать, что в 70е годы в институте машиноведения на основании проведенных исследований были впервые сформулированы задачи виброзащиты человека и решен ряд вопросов по динамике систем «человек и машина».
Постановлением Госкомитета по науке и технике институт утвержден головным по теме; «Разработка теоретических основ и конструктивных устройств вибрационной защиты систем «человек-машина» в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте» и ведет координацию научных исследований в стране по этой проблеме. Фотоматериалы, хранящиеся в музее, знакомят посетителей со П-м Всесоюзным симпозиумом «Человек и вибрация» (Москва-Левково 1974 г., представительствовал на нем директор ИМАШа академик А.А. Благонравов); с фотографией, на которой запечатлена церемония вручения члену-корреспонденту АН СССР директору ИМАШа К.В. Фролову «Золотой медали имени Аурелы Стодолы» Словацкой Академии наук за цикл работ по исследованию колебаний в нелинейных системах.
Планшетный материал музея знакомит также с основными задачами нового научного направления в теории машин - акустической динамики машин. Постановлением Госкомитета по науке и технике институт был утвержден головным по теме: «Разработка методов снижения виброакустической активности машин, агрегатов и узлов» и успешно вел координацию научных исследований в стране по этой проблеме. За цикл работ, проведенных в этой области группе сотрудников под руководством д.т.н. М.Д. Генкина присуждена Государственная премия СССР.
В музее ИМАШа имеется небольшая книжная выставка, на которой представлены труды видных ученых института Чудакова Е.А., Благонравова А.А., Фролова К.В., Ганиева Р.Ф., Артоболевского И.И. и других.
В 1980 г. в издательстве «Наука» вышла в свет книга М.К. Ускова. А.А. Пархаменко «Развитие теории и практики советского машиповедення», которая посвящена истории становления и развития отечественной науки о машинах машиноведения. При этом отражена роль ученых ведущего в стране центра по решению межотраслевых, фундаментальных проблем машиностроения - Института машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР.
В том же году в институте был создан Совет музея, куда вошли старейшие сотрудники института (д.т.н. Рудашевский Г.Е. - председатель, д.т.н. Диментберг Ф.М., д.т.н. Крагельский И.В., д.т.н Люцау В.Г., д.т.н Крейшин Г.В., д.т.н Пригоровский Н.И., д.т.н Герц Е.В. и др.). Главной своей задачей Совет музея  считал пополнение экспозиции музея архивными документами, фотоматериалами, научными трудами, натурными экспонатами и г.д. На базе Совета проводились  собеседования с аспирантами, студентами, новыми сотрудниками, передавая им традиции института.
В настоящее время такую воспитательную работу активно и с успехом проводят ученые ИМАШ РАН Глазунов В.А., Буяновский И.А, Разумовский И.А., Полилов А.Н., Бирюков В.П., Татусь Н.А. и другие.